Начинающие предприниматели часто сталкиваются с проблемой установки цен на свои услуги. Многие ориентируются на конкурентов или стараются привлечь покупателей, снижая стоимость. Но потом обнаруживается, что не удается выйти на желаемый доход или клиенты не обращаются, поскольку не знают о новом поставщике услуг. Чтобы не остаться без прибыли, прежде чем предлагать услуги, нужно заняться калькуляцией — определением затрат в денежной форме.
Содержание
Как формировать цены на услуги
Мелким предпринимателям для расчета достаточно блокнота, крупным без специальной программы не обойтись. Сначала нужно подсчитать затраты за определенный период: удобнее ориентироваться на 1 месяц. В зависимости вида деятельности, в них могут входить:
- аренда помещения;
- зарплата сотрудникам;
- стоимость доступа в интернет;
- амортизация оборудования: автомобиля, компьютера и т. д.;
- стоимость спецодежды;
- программное обеспечение;
- затраты на сырье и т. д.;
- оплата вспомогательных услуг.
Наиболее часто вопросы возникают по поводу оценки износа. Чтобы рассчитать амортизационные расходы, стоимость единицы оборудования делят сначала на количество дней до планируемой замены, затем на количество месяцев за этот период, а потом — на рабочие часы.
Необходимо учитывать переменные расходы, которые возникают периодически. Это отчисления на рекламу, оплата консультантов или посредников. Те, кто снимает офис, должны принять во внимание, что в зимнее время увеличиваются расходы на электроэнергию и отопление.
Расчет на основании себестоимости
Преимущества такого расчета — простота. В издержки производства включают все вышеперечисленные расходы, которые могут составлять 70-80% от желаемой цены. Добавляют к полученной сумме затраты, необходимые для повышения квалификации, и сумму, которую желают видеть в качестве прибыли. В дальнейшем ее делят на единицы товара, на дни, прибавляют неожиданные траты.
Недостатки:
- Покупатели могут отвернуться, так как в первое время расходы будут завышенными.
- Ориентируясь на стоимость услуг конкурента, легко очутиться в минусе.
Если предложение эксклюзивное, покупатель постепенно перестроится, а потом можно будет увеличивать стоимость. Но сначала придется ориентироваться на рынок в целом.
Цена равна ценности
В этом случае необходимо гарантировать конечный результат, поскольку клиенты платят именно за него, а не за работу. Чтобы не ошибиться, нужно учесть все вышеописанное, проанализировать, что нужно покупателям и за что они готовы отдавать деньги. Если предприятие развивается, естественно, что цены периодически повышаются: например, раз в 6-8 месяцев.
Но нужно заниматься не только самообразованием и повышением качества. Клиент должен чувствовать постоянную заботу. Например, после закрытия сделки желательно позвонить, расспросить, довольны ли результатом. То есть, больше времени уделять маркетингу, обеспечить высокий уровень сервиса. Не нужно стесняться ставить высокую цену, если услуга качественнее, чем остальные предложения, но нужно четко разъяснить преимущества.
Чтобы оправдать повышенную стоимость, нужно учитывать психологию клиентов:
- Периодически оповещать о скидках, устанавливая цену ниже уровня рентабельности, если товар или услуга устарели.
- Предлагать подарки, включая их стоимость в окончательную, разделять услуги.
Если речь идет о продаже, то товар лучше предлагать блоками (так часто делают продавцы компьютеров), а если об услуге — снижать стоимость, если часть услуги не нужна. Например, клиент парикмахера может отказаться от укладки, заказчик фрилансера — попросить написать только часть текста.
Не стоит думать, что, назначив цену один раз, больше заниматься этим не придется. Стоимость услуг следует постоянно пересчитывать с учетом новых факторов и возможностей. Нужно учитывать дополнительные направления, постоянно обучаться, повышая квалификацию. На ситуацию влияет не только то, что происходит рядом. Стоимость услуг водителя растет вместе с подорожанием бензина, визажиста — красок и косметики, портного — тканей, фрилансера — программного обеспечения. Ценообразование — непрерывный процесс, который зависит от внешних факторов и рыночных изменений.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!