Обратная сторона медали роста продолжительности жизни – увеличение возраста выхода на пенсию. Причина банальна: детей в семьях в странах с развитым пенсионным обеспечением становится меньше, поэтому стариков становится некому содержать. Несколько лет назад власти России вынуждены были пойти по тому же пути, что было воспринято по-разному. По большей части негативно. Для самых недовольных намедни сделали предложение.
Краткий ликбез по пенсионному обеспечению в России
Упрощенно, модель пенсионного обеспечения строится на отчислениях работающих граждан. Необходимо подчеркнуть – официально трудоустроенных. В этом случае Налоговый кодекс РФ обязывает работодателя выступать в качестве налогового агента своего работника. Что означает регулярное перечисление страховых взносов, в том числе, в Пенсионный фонд. НК РФ устанавливает ежемесячный режим отчислений. Если это гражданско-правовые взаимоотношения, то оплата взносов производится по акту приема работ.
Сейчас размер отчислений с зарплаты работника только в ПФР составляет 22%. Однако, если размер оплаты труда превысит определенное значение за год, эта ставка сокращается до 10%. По 2019 году годовая сумма – 1 150 000 руб.
Сам работник вправе вносить пенсионные взносы самостоятельно, как дополнительные. Это касается, в том числе доходов, полученных помимо основного места работы.
Но в первую очередь предпринимателей и самозанятых, а также тех, кто по тем или иным причинам работает неофициально. Из этих категорий граждан, к сожалению, не все правильно оценивают последствия. Поскольку для многих из них выход на пенсию выглядит слишком отдаленной перспективой.
В итоге сегодня они сталкиваются с тем, что у них нет достаточного стажа, необходимого числа баллов ИПК или небольшой размер, из-за чего приходится получать социальную вместо страховой. И все равно, это лишь прожиточный минимум по региону для пенсионеров.
Напомним, в 2020 году по нововведениям в пенсионном законодательстве:
- минимальный возраст для выхода на пенсию – 56,5/61,5 лет для женщин/мужчин;
- минимальный страховой (трудовой) стаж – 11 лет;
- индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – 18,5.
По другим категориям граждан, их самостоятельные отчисления в ПФР выглядят так:
- ИП без работников с оборотом менее 300 тыс. руб. в год платят фиксированную сумму – 32 448 руб., если доход выше этого порога – 32 448 + 1% с суммы сверху общего дохода;
- самозанятые добровольно заключают договор с ПФР с уплатой пенсионных взносов, аналогично ИП без работников.
Шаг навстречу пенсионерам
Фактическая реальность такова, что сегодняшние пенсионеры получают свою пенсию за счет отчислений в ПФР в своей основе от нынешних работников. Российские власти экспериментировали с привлечением граждан к формированию своей будущей пенсии. Как уже сказано, проект с накопительной частью пока не удался. Что в итоге решат, на каком варианте сойдутся ясности тоже нет.
Иная судьба складывается у негосударственного пенсионного обеспечения. Реформа по накопительной части привела к созданию рынка негосударственных пенсионных фондов (НПФ), куда ушла часть добровольных отчислений со стороны граждан или 6% от 22% до заморозки НЧ (накопительной части). То есть, так или иначе, сформировалась некая база частного пенсионного обеспечения.
Как это существует в ряде стран Запада, прежде всего в США, в качестве наиболее яркого представителя такой системы. В этой стране вообще основное бремя выплаты пенсий лежит на крупных коммерческих фондах. Чей капитал основан на взносах американских граждан.
Российские власти к НПФ пока стараются подходить осторожно. Тем более уже собственный негативный опыт имеется. Но и отказываться от формирования будущей пенсии в частно-инициативном порядке все же глупо. Ведь не всем гражданам трудно задумываться о будущей старости и накоплениях к тому времени. Успешное развитие пилотных проектов в пенсионном обеспечении помимо государства лишь будут облегчать его дальнейшее развитие. И способствовать повышению размера пенсии, качества жизни старших поколений.
В этой логике движения 5 марта 2020 года Госдума в третьем чтении приняла закон о негосударственном пенсионном обеспечении. Речь, в частности, идет о повышении ее привлекательности за счет сокращения возраста выхода при таком варианте выбора.
Как было сказано выше, в этом году граница пенсионного возраста при достижении страхового стажа и нужного ИПК – 56,5/61,5 лет. После 2023 года это будет 60/65 лет для женщин/мужчин (по льготным категориям изменения частичны). По принятому Госдумой закону, на негосударственную пенсию граждане могут выйти по-старому – в 55/60 лет.
Заодно также сохраняется право досрочного выхода у льготных категорий (при наличии специального стажа или жителей Крайнего Севера, поскольку в приравненных к последнему местностях возрастная граница также равна 55/60 годам).
Появление альтернативы государственному пенсионному обеспечению определенно положительно. В конце концов во многих развитых странах НПФ давно действуют с разной степенью успешности. Этим опытом можно и нужно пользоваться. Поэтому не стоит ожидать долгого подписания Президентом РФ нового закона.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!